Советы профессионала

Советы профессионала
 
Шунаева Сония

Логопед-дефектолог, практикующий психолог, вице-президент Ассоциации логопедов и дефектологов «РиК»

 

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания детей: в какой ситуации проявить жесткость, а когда, наоборот, не стоит ругать ребенка, как правильно объяснить малышу, что хорошо, а что плохо? Конечно, в первую очередь важен пример родителей - в дружной и здоровой семье проблем с детками возникает гораздо меньше. Однако не все родители способны найти правильное решение, поэтому мы предлагаем вам помощь и советы специалиста. 

 


 

 

 

Моему сыну три года, но он еще не все звуки произносит четко, хотя и разговаривает предложениями. Например, звуки «Р» и «Л» он заменяет звуком «В». Нормально ли это для его возраста? Может, стоит начать занятия с логопедом?  Какие упражнения по развитию речи вы могли бы нам посоветовать?

Екатерина Тихонова, мама трехлетнего Нестора

К трем годам у детей есть некоторое несовершенство формирования артикуляционного аппарата, и это можно считать возрастной патологией. Но процесс становления артикуляционного аппарата можно ускорить, выполняя различные упражнения, для того чтобы эти звуки выскочили. Например, поработаем над звуком «Р». Чтобы вибрировал кончик языка, можно изображать звуки стрельбы из автомата. Чтобы ребенок четче произносил звук «Д», нужно кончик языка упереть в альвеолы и произносить слово «дятел». Активно произнося звук «Д», мы как раз создаем предпосылку для появления звука «Р». Ну и ряд других артикуляционных упражнений: язык вверх влево-вправо и звуки цокота лошадки, иголочка, болтушка. Все эти упражнения укрепляют мышцы языка и способствуют появлению многих звуков у детей. Вам пока не стоит так сильно беспокоиться, поскольку у вашего сына сейчас просто возрастные изъяны, нужно подождать. Артикуляционную гимнастику делать, конечно, можно. Если же к четырем - четырем с половиной годам звуки «Р» и «Л» не появятся, тогда, конечно, обратитесь к специалисту.

 

Стали замечать, что наша дочь ворует - вытащила мелочь из сумки. Вроде бы немного, но все равно этот факт настораживает. Нормально ли это?

Лариса Николаевна, мама девятилетней Алины

Такое бывает у многих детей, и наверняка взрослые вспоминают, что в определенный период их жизни они брали без спроса какие-то вещи. Для начала необходимо выяснить, знаком ли ваш ребенок с таким понятием как «брать с разрешения» и вообще, делает ли ребенок что-либо с разрешения взрослых, принято ли это в семье. Если в вашей семье это не принято, то, возможно, ребенок считает, что все, что вокруг него находится, - общее и это можно брать без разрешения. Ну а если ребенок знает, что чужое брать нельзя, то причина гораздо глубже. Также необходимо выяснить, с какой целью ребенок взял деньги? Возможно, он не уверен в себе и на эти деньги хочет купить какую-то мелочь - конфеты, например, а потом угостить ими своих сверстников. Это свидетельствует о том, что у него занижена самооценка, и нужно обязательно обратиться к психологу, чтобы поработать над этой проблемой. Нельзя самоутверждаться подобным образом и зарабатывать себе плюсы за счет мелких подарков. И, наверное, самый главный момент, - если вы изначально, с раннего возраста, допустим, с семи лет, будете постоянно давать ребенку деньги на мелкие расходы, у него никогда не будет появляться желания брать их без спроса. Желание быть взрослым, уметь манипулировать деньгами, что-то покупать появляется у всех детей, именно поэтому необходимо давать карманные деньги ребенку. Ни в коем случае не стоит ругать вашу дочь за то, что она сделала, ведь сами посылки клептомании намного глубже и намного серьезнее. Если вы поговорили с ребенком, объяснили ему, что так делать нельзя, и видите, что желание взять без разрешения прошло, можно успокоиться. Но если же ситуация не меняется, а, скорее наоборот, усугубляется, необходимо пройти психодиагностику и определить, где лежат корни проблемы.

 

Мой дочери семь лет, в этом году она пошла в первый класс. Я стала замечать, что она обманывает по мелочам. К чему это может привести, и как отучить ребенка от этого?

Галина Александровна, мама семилетней Дарьи

Бывает, что дети обманывают, особенно в этом возрасте. Это происходит от того, что они хотят выглядеть лучше. Как правило, обманывают только те дети, которых родители часто сравнивают с братьями и сестрами, говорят, например, что Вася сделал лучше, чем ты, у него намного лучше получается, чем у тебя, или Аделя из твоего класса учится лучше. В таких случаях у ребенка появляется стереотип, что он хуже других, и, соответственно, он начинает врать, чтобы выглядеть лучше в глазах других. Также причиной подобного поведения может быть то, что в семье чересчур опекают ребенка, не дают ему самостоятельности. И у него возникает страх, что если он что-то сделает не так, его будут наказывать и ругать. Я думаю, что нужно поговорить с ребенком, узнать, какие у него желания, что он хочет иметь, что для него важно, понимают ли его сверстники. И это будет разгадкой к тому, почему ему хочется быть лучше, чем он есть на самом деле.

 

Отдали сына в первый класс. В школу он ходит с удовольствием, и учитель ему нравится. А вот с домашним заданием беда - категорически не хочет его выполнять, все со слезами и истериками. Как быть?

Куралай Тлеуханова, мама семилетнего Айдара

Сначала надо определить, почему ребенок не хочет делать задания, и вообще, был ли он раньше организованным. Те дети, которые ходили в детский сад или в школу раннего развития, приучены к тому, что урок длится 45 минут, для них это не проблема. Ну а домашним детям сложно адаптироваться, привыкать к занятиям. Новый класс, новые люди, новый учитель и новые требования. Естественно, идет какой-то протест. Для того чтобы ребенок привык к школьной дисциплине, ему необходимо давать какие-то задания, на выполнение которых уходило бы минут 30-45. Но обязательно нужно следить, чтобы задание было выполнено. И обязательно надо хвалить ребенка, поощрять. Конечно, первый класс - это стресс не только для детей, но и для родителей. Возможно, что сами родители ведут себя не так, как надо бы: они стрессуют, нервничают. А ребенок это чувствует и сразу выражает протест, заявляя, что не хочет ничего делать. Я считаю, что выходом из сложившейся ситуации может стать группа продленного дня, ведь первый учитель всегда является авторитетом для ребенка. Учитель будет объяснять, как правильно выполнять домашнее задание, в чем-то помогать, и так постепенно ребенок привыкнет и поймет, что выполнять домашнее задание нужно регулярно. А родители не всегда пользуются авторитетом у своих детей. Если же нет возможности водить первоклассника в группу продленного дня, то, может быть, привлечь кого-то со стороны, чтобы он делал с ребенком уроки, пока тот не привыкнет. Ну а когда привыкнет, он все будет делать сам. 

 

У нас двойняшки - 4 годика. С трех лет отдали их в сад. Естественно, в одну группу. Один ходит с удовольствием, прямо просится, а второй - абсолютно без энтузиазма, хотя и не жалуется, но радости нет. В чем может быть дело? Воспитатели говорят, что в садике он ведет себя абсолютно нормально - играет и кушает хорошо.

Динара Сериковна, мама четырехлетних Берика и Серика

У каждого ребенка своя реакция на посещение детского сада, даже если они из одной семьи. Все зависит от привязанности к родителям: один ребенок - очень эмоциональный, а другой - нет, ему больше нравится общество. Возможно, это и срабатывает. Конечно, дома комфортно, дома все можно, а в садике режим. На завтрак там каша, а дома он ест, что хочет. И чтобы организовать ребенка, нужно пережить этот стресс. Не надо подкреплять нежелание ребенка фразами: «Ну не хочешь - не ходи». Однозначно, он должен принять эту ситуацию, детский сад - это данность, туда ходить необходимо, по-другому не будет. Надо объяснить ему, что взрослые ходят на работу, даже если нам иногда не хочется этого  делать, но у нас есть обязанности. Одним словом, приучение ребенка к определенному режиму - стрессовая ситуация, которую нужно пережить, причем и родителям, и детям.

И еще один немаловажный аспект - необходимо выяснить, нет ли в группе какого-то раздражителя вашего малыша. Может его обижают, возможно, брату уделяют больше внимания, хвалят, а второй ваш ребенок остается в тени. В этом случае лучше поговорить с воспитателем, попросить дать вашему сыну какое-то поручение. Пусть он будет ответственным за какое-либо дело, а потом его поощрить публично. У ребенка повысится самооценка, он будет чувствовать собственную значимость, и, значит, с удовольствием будет ходить в садик. Одним словом, нужно выяснить причину нежелания ходить ребенка в садик, обратить внимание на воспитателя, на режим, а может быть, на то, что мама долго не уходит из раздевалки, когда он не хочет оставаться. Надо выяснить, где пробел - в воспитании, либо в самой системе детского сада.

У нас двойняшки - 4 годика. С трех лет отдали их в сад. Естественно, в одну группу. Один ходит с удовольствием, прямо просится, а второй - абсолютно без энтузиазма, хотя и не жалуется, но радости нет. В чем может быть дело? Воспитатели говорят, что в садике он ведет себя абсолютно нормально - играет и кушает хорошо.

Динара Сериковна, мама четырехлетних Берика и Серика

У каждого ребенка своя реакция на посещение детского сада, даже если они из одной семьи. Все зависит от привязанности к родителям: один ребенок - очень эмоциональный, а другой - нет, ему больше нравится общество. Возможно, это и срабатывает. Конечно, дома комфортно, дома все можно, а в садике режим. На завтрак там каша, а дома он ест, что хочет. И чтобы организовать ребенка, нужно пережить этот стресс. Не надо подкреплять нежелание ребенка фразами: «Ну не хочешь - не ходи». Однозначно, он должен принять эту ситуацию, детский сад - это данность, туда ходить необходимо, по-другому не будет. Надо объяснить ему, что взрослые ходят на работу, даже если им иногда не хочется этого  делать, но у них есть обязанности. Одним словом, приучение ребенка к определенному режиму - стрессовая ситуация, которую нужно пережить, причем и родителям, и детям.

И еще один немаловажный аспект - необходимо выяснить, нет ли в группе какого-то раздражителя вашего малыша. Может его обижают, возможно, брату уделяют больше внимания, хвалят, а второй ваш ребенок остается в тени. В этом случае лучше поговорить с воспитателем, попросить дать вашему сыну какое-то поручение. Пусть он будет ответственным за какое-либо дело, а потом его поощрить публично. У ребенка повысится самооценка, он будет чувствовать собственную значимость и с удовольствием ходить в садик. Одним словом, нужно выяснить причину нежелания ребенка ходить в садик, обратить внимание на воспитателя, на режим, а может быть, на то, что мама долго не уходит из раздевалки, когда он не хочет оставаться. Надо выяснить, где пробел - в воспитании, либо в самой системе детского сада.

Моему сыну 11 лет. При переходе из начальной школы в среднее звено отношение к учебе у него резко изменилось. Он стал получать двойки, а в младших классах был отличником. С чем это может быть связано и как ему помочь?

Зульфия Рашидовна, мама одиннадцатилетнего Артема

В этом возрасте у мальчиков, равно как и у девочек, начинается сексуальное становление - меняется гормональный фон, ну и в связи с этим меняется взгляд на окружающих. Если раньше на первом месте была учеба, ребенок хорошо учился, его хвалили, и для него это было важно, то с переходом в среднее звено, возможно, у ребенка появился стресс. Начальная школа - это один педагог, который знал досконально каждого ребенка, ну а в среднем звене по каждому предмету свой учитель. И к такой смене педагогов, к тому, что в среднем звене спрос с учеников строже, поскольку они уже подросли,  нужно привыкать. Это может быть одной из причин, почему ребенок сбавил в учебе. Но может быть и другая причина. Например, у ребенка появился интерес к противоположному полу, и в связи с этим он старается самоутвердиться. Чтобы определить, верно ли это предположение, нужно очень осторожно выяснить, есть ли в классе явный лидер и кто это. Если лидер - мальчик и учится он не очень хорошо, то хорошая учеба других детей поощряться не будет. Возможно, поэтому и ваш ребенок, не отвечая на уроках, думает, что поступает правильно и при этом выглядит очень привлекательно в глазах своих одноклассников. Поговорите с вашим сыном, объясните ему: чтобы кому-то понравиться, совсем не обязательно плохо учиться. Только ни в коем случае не в назидательной форме! Это лишь оттолкнет вашего сына, и он, скорее всего, будет делать все наоборот, только из чувства протеста. Ну и, конечно, нужно поговорить с классным руководителем. Быть может, в классе есть ребята, которые, скажем так, недолюбливают «ботаников» и нелюбовь свою выражают слишком явно, а ваш ребенок пасует перед ними. Если это так, то стоит обратиться к психологу, при чем не к школьному, а лучше к кому-то со стороны.  

И, дорогие родители, почаще разговаривайте со своими детьми! Возможно, вы не все о них знаете. Для вас главное - учеба, послушание. Но ведь нельзя забывать о том, что дети, так же, как и мы, взрослые, влюбляются, заводят друзей, они также испытывают боль от предательства. И наша с вами задача помочь им справиться с этими проблемами, а для этого главное - умение слушать и понимать. 

Я мать-одиночка, воспитываю двух сыновей - 3 и 7 лет. С отцом дети практически не видятся, у него другая семья и он не идет на контакт. Я очень хочу воспитать из ребят настоящих мужчин. Если ли какие-то особые методы воспитания в таких ситуациях?

Зарина, мама трехлетнего Санжара и семилетнего Куата

К сожалению, универсальных советов в этом вопросе нет. Вы не единственная, кто одна воспитывает сыновей, и при этом их них вырастают настоящие мужчины. Мальчики, как правило, на бессознательном уровне копируют поведение авторитетных людей, которые их окружают. Это может быть и дедушка, и брат, и дядя. И если у вас есть такие родственники, которые положительно влияют на сыновей, может быть, стоит чаще с ними общаться. Ну и, конечно, спортивные секции - каратэ, плавание, различная борьба и другие - очень хорошо воспитывают волю. Самое главное - всегда детям говорить, что они являются мужчинами в семье, что они уже должны брать на себя ответственность за что-то. Можно смело какие-то мужские обязанности по дому делегировать им, например, вынести мусор, что-нибудь отремонтировать. Надо купить им инструменты, пусть учатся уже сейчас забивать гвозди и крутить гайки. Очень хорошо было бы найти для них кружок «Умелые руки», где их научат все это делать. Но самое главное - надо приучать мальчиков к ответственности - если ты мужчина, дал слово, значит, должен выполнить. И еще, объясните им, что если у папы другая семья и он не общается с ними, это не значит, что они никому не нужны, почаще говорите им, что вы их любите, что живете ради них, что они - ваша опора.

У нас двойняшки - 4 годика. С трех лет отдали их в сад. Естественно, в одну группу. Один ходит с удовольствием, прямо просится, а второй - абсолютно без энтузиазма, хотя и не жалуется, но радости нет. В чем может быть дело? Воспитатели говорят, что в садике он ведет себя абсолютно нормально - играет и кушает хорошо.

Динара Сериковна, мама четырехлетних Берика и Серика

 

У каждого ребенка своя реакция на посещение детского сада, даже если они из одной семьи. Все зависит от привязанности к родителям: один ребенок - очень эмоциональный, а другой - нет, ему больше нравится общество. Возможно, это и срабатывает. Конечно, дома комфортно, дома все можно, а в садике режим. На завтрак там каша, а дома он ест, что хочет. И чтобы организовать ребенка, нужно пережить этот стресс. Не надо подкреплять нежелание ребенка фразами: «Ну не хочешь - не ходи». Однозначно, он должен принять эту ситуацию, детский сад - это данность, туда ходить необходимо, по-другому не будет. Надо объяснить ему, что взрослые ходят на работу, даже если им иногда не хочется этого  делать, но у них есть обязанности. Одним словом, приучение ребенка к определенному режиму - стрессовая ситуация, которую нужно пережить, причем и родителям, и детям.

И еще один немаловажный аспект - необходимо выяснить, нет ли в группе какого-то раздражителя вашего малыша. Может его обижают, возможно, брату уделяют больше внимания, хвалят, а второй ваш ребенок остается в тени. В этом случае лучше поговорить с воспитателем, попросить дать вашему сыну какое-то поручение. Пусть он будет ответственным за какое-либо дело, а потом его поощрить публично. У ребенка повысится самооценка, он будет чувствовать собственную значимость и с удовольствием ходить в садик. Одним словом, нужно выяснить причину нежелания ребенка ходить в садик, обратить внимание на воспитателя, на режим, а может быть, на то, что мама долго не уходит из раздевалки, когда он не хочет оставаться. Надо выяснить, где пробел - в воспитании, либо в самой системе детского сада.

Моему сыну 11 лет. При переходе из начальной школы в среднее звено отношение к учебе у него резко изменилось. Он стал получать двойки, а в младших классах был отличником. С чем это может быть связано и как ему помочь?

Зульфия Рашидовна, мама одиннадцатилетнего Артема

В этом возрасте у мальчиков, равно как и у девочек, начинается сексуальное становление - меняется гормональный фон, ну и в связи с этим меняется взгляд на окружающих. Если раньше на первом месте была учеба, ребенок хорошо учился, его хвалили, и для него это было важно, то с переходом в среднее звено, возможно, у ребенка появился стресс. Начальная школа - это один педагог, который знал досконально каждого ребенка, ну а в среднем звене по каждому предмету свой учитель. И к такой смене педагогов, к тому, что в среднем звене спрос с учеников строже, поскольку они уже подросли,  нужно привыкать. Это может быть одной из причин, почему ребенок сбавил в учебе. Но может быть и другая причина. Например, у ребенка появился интерес к противоположному полу, и в связи с этим он старается самоутвердиться. Чтобы определить, верно ли это предположение, нужно очень осторожно выяснить, есть ли в классе явный лидер и кто это. Если лидер - мальчик и учится он не очень хорошо, то хорошая учеба других детей поощряться не будет. Возможно, поэтому и ваш ребенок, не отвечая на уроках, думает, что поступает правильно и при этом выглядит очень привлекательно в глазах своих одноклассников. Поговорите с вашим сыном, объясните ему: чтобы кому-то понравиться, совсем не обязательно плохо учиться. Только ни в коем случае не в назидательной форме! Это лишь оттолкнет вашего сына, и он, скорее всего, будет делать все наоборот, только из чувства протеста. Ну и, конечно, нужно поговорить с классным руководителем. Быть может, в классе есть ребята, которые, скажем так, недолюбливают «ботаников» и нелюбовь свою выражают слишком явно, а ваш ребенок пасует перед ними. Если это так, то стоит обратиться к психологу, при чем не к школьному, а лучше к кому-то со стороны.  

И, дорогие родители, почаще разговаривайте со своими детьми! Возможно, вы не все о них знаете. Для вас главное - учеба, послушание. Но ведь нельзя забывать о том, что дети, так же, как и мы, взрослые, влюбляются, заводят друзей, они также испытывают боль от предательства. И наша с вами задача помочь им справиться с этими проблемами, а для этого главное - умение слушать и понимать.

Я мать-одиночка, воспитываю двух сыновей - 3 и 7 лет. С отцом дети практически не видятся, у него другая семья и он не идет на контакт. Я очень хочу воспитать из ребят настоящих мужчин. Если ли какие-то особые методы воспитания в таких ситуациях?

Зарина, мама трехлетнего Санжара и семилетнего Куата

К сожалению, универсальных советов в этом вопросе нет. Вы не единственная, кто одна воспитывает сыновей, и при этом их них вырастают настоящие мужчины. Мальчики, как правило, на бессознательном уровне копируют поведение авторитетных людей, которые их окружают. Это может быть и дедушка, и брат, и дядя. И если у вас есть такие родственники, которые положительно влияют на сыновей, может быть, стоит чаще с ними общаться. Ну и, конечно, спортивные секции - каратэ, плавание, различная борьба и другие - очень хорошо воспитывают волю. Самое главное - всегда детям говорить, что они являются мужчинами в семье, что они уже должны брать на себя ответственность за что-то. Можно смело какие-то мужские обязанности по дому делегировать им, например, вынести мусор, что-нибудь отремонтировать. Надо купить им инструменты, пусть учатся уже сейчас забивать гвозди и крутить гайки. Очень хорошо было бы найти для них кружок «Умелые руки», где их научат все это делать. Но самое главное - надо приучать мальчиков к ответственности - если ты мужчина, дал слово, значит, должен выполнить. И еще, объясните им, что если у папы другая семья и он не общается с ними, это не значит, что они никому не нужны, почаще говорите им, что вы их любите, что живете ради них, что они - ваша опора.

У нас очень открытая и общительная дочь.Сейчас ей 4 года, она всегда привлекает к себе внимание, очень легко идет на контакт. Мы стараемся приучать ее не общаться с незнаком-цами, предостерегать, но она все равно может пойти с первым встречным. Сильно пугать ее последствиями таких поступков боимся. Посоветуйте, что можно сделать.

Елена Грешникова, мама четырехлетней Анны

Такая проблема есть у многих родителей. Родители, которые чересчур опекают своих детей, фиксируют их внимание, и, как следствие, у малышей появляется искусственный страх. Они, порой, начинают бояться вообще выходить на улицу, а результат - агорафобия. Поэтому постоянно говорить о том, что улица полна неприятностей, не нужно. Просто напоминайте ребенку о том, что без разрешения родителей ничего делать нельзя, так как он еще маленький. Нужно объяснить ребенку, что у него есть взрослые - мама и папа. И, конечно, 4-летний ребенок должен гулять только с родителями. Детей с раннего возраста нужно приучать спрашивать разрешения - что-то взять, что-то сделать. И ребенок перед тем, как куда-то пойти, обязательно спросить разрешения у родителей.

Невозможно ребенка оторвать от айпада. Гулять не хочет, все делает со слезами, успокаивается только с планшетом в руках. Как быть?

 Гульбану Кенжегалиева, мама шестилетнего Айдара

В первую очередь нужно составить ребенку распорядок дня и научить его брать ответственность за свои решения и поступки. Например, уборка квартиры, уроки, прогулки. Лишить ребенка компьютера вообще мы не можем, потому что он должен развиваться, идти в ногу со сверстниками. Но если компьютер его затягивает, конечно, это будет влиять на психику, на внимание и память, к тому же может развиться некая зависимость. Я могу рекомендовать в первую очередь родителям взять ответственность за происходящее на себя: если ребенок сидит целыми днями с планшетом, а вы боитесь сказать ему что-то, то в вашей семье неправильно распределены роли, и вы сами ведете себя, как дети, не можете сделать замечание своему ребенку. Вы должны объяснить ребенку, что вы родители и в вашей власти ограничить его во времени, что он может заниматься за компьютером 1,5-2 часа в день. А если вы этого сделать не можете, значит, проблема в вас, и, в первую очередь, вам, а не ребенку, нужна психологическая помощь.

Если вы распределите роли: он - ребенок, вы - родители, вы даете указание, он выполняет, то начините с малого. Давайте ему какие-то задания по дому или еще в каких-то делах, а он будет выполнять их. Если у вас это получиться, то ребенок будет прислушиваться к вам. Надо объяснить ему важность того,чтобы он слушался. Пока ребенок маленький, вы еще можете им командовать, а когда он вырастет, в 14-15 лет он будет с вами соперничать и спорить, и тогда вы ничего не сможете сделать. Ну а если не справляетесь, приходите к психологу.

 

Присылайте ваши вопросы на электронный адрес sadu2@intelsoft.kz с пометкой «Психолог».

О нас

Каждый день большое количество людей покупают огромное количество товаров и услуг. Каждый старается приобрести нужную покупку рационально и обдуманно. И каждый получает особенное удовольствие, когда совершает эту покупку со СКИДКОЙ или на выгодных условиях!

Связь с нами

8 (727) 273-20-82
8 (727) 273-20-83
8 (727) 273-20-82
info@skidomania.kz
skidomania@list.ru

Мы в соцсетях!

^ Наверх